Краткая презентация
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) (далее АОПДО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) , и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/).
В Программе учтены особенности развития и образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее с НОДА), не имеющие умственной отсталости или (и) сенсорных нарушений.
Программа определяет специфику целостного развития обучающихся с НОДА их индивидуальными потребностями, особенностью физического состояния, определяющие особые условия получения ими образования (далее- особые образовательные потребности).
В образовательном учреждении функционируют 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Комплектование групп осуществляется детьми от полутора до семи лет по возрастному и смешанно-возрастному принципу по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга (далее по ЦПМПК) (gmpmpk.ru/cpmpk) Ежегодный контингент детей определяется социальным заказом (потребностями) родителей воспитанников.
Образовательное учреждение функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, с 12-ти часовым пребыванием. Воспитание и обучение носит общедоступный характер и ведется на русском языке.
В структуре Программы отражено содержание двух частей:
1 часть – обязательная, предполагает комплексный подход, обеспечивая развитие обучающихся по пяти взаимодополняющим образовательным областям;
2 часть – вариативная, формируется и отражает специфику работы учреждения а так же описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей .
Часть, формируемая участниками образовательных отношений отражает реализацию существующих традиций и положительных устойчивых результатов деятельности учреждения.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
• Предметная деятельность.
• Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
• Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
• Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).
А также такими видами активности ребенка, как:
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
В содержательный раздел Программы включено описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного аппарата) в социум.
Содержание коррекционно-развивающей работы учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с НОДА, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
Программа также содержит описание педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также оценку качества реализации образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Цель Программы - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с НОДА;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с НОДА, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с НОДА;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с НОДА;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы
-Общие принципы и подходы к формированию Программы
-Поддержка разнообразия детства
-Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
-Позитивная социализация ребенка
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся
-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Специфические принципы и подходы к формированию Программы
•Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами.
• индивидуализация дошкольного образования детей с НОДА
• развивающее вариативное образование.
• полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
• инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
• научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
• принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры, одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.
В программе учитываются следующие подходы реализации программы:
личностно – ориентированный подход - «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида». Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания.
деятельностный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
культурологический подход-предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка. Воспитательная функция образования заключается в том, что знания помогают ребенку самоопределиться как личности путем освоения культуры, духовных и нравственных ценностей
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе и характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты через описание особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их образовательные потребности и особенностью построения образовательной среды для данной категории воспитанников.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий, а так же особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья ( нарушения опорно-двигательного аппарата), а так же представлен мониторинга динамики детского развития.
Мониторинг динамики детского развития учитывает онтогенетические закономерности развития детей. Онтогенетический принцип построения мониторинга позволяет педагогу использовать ее для изучения особенностей развития детей от 1,6 до 7(8) лет в группах компенсирующей направленности для детей с НОДА и спланировать направления работы с учетом возможностей каждого ребенка.
Цель: мониторинг направлен на определение зоны актуального и ближайшего развития дошкольников с целью дальнейшей индивидуализации образовательного процесса Образовательного учреждения и оптимизация работы педагогов ДОУ.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы:
• Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям развития обучающихся: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА
• Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с НОДА.
• Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития обучающийся с НОДА, а так же:
• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
• Способы поддержки детской инициативы
• Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, методическое обеспечение; включает в себя режимы дня, учебный план, годовой календарный учебный график, расписание непрерывной образовательной деятельности, комплексно-тематическое планирование, а так же особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.
Основой образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса, является региональный компонент содержания образования. Региональный компонент включает знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением и строится на основе программ: Г.Т.Алифанова «Первые шаги» -Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом Учебно-методическое пособие», Т. М. Нилова, Н. Ю. Севастьянова, Н. Г. Шейко Культурно-образовательная программа «Город на ладошке». Содержание образовательных областей, относящихся к Региональному компоненту, реализуется в виде интегрированных комплексно- тематических проектов, социальных акций и пр.
Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее –Образовательное учреждение) и является неотъемлемой частью образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(с нарушениями опорно-двигательного аппарата) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2021-2026 год (далее - Образовательная программа). Программа призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал в образовательном процессе на основе требований Федерального закона №304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» , с учетом Плана мероприятий по реализации на 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года .
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с НОДА в Организации предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО).
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников Образовательного учреждения, их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в Организации должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в образовательном учреждении осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
• с семьями воспитанников;
• с будущими родителями.
Задачи:
• формирование психолого- педагогических знаний родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
• оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
• изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях