ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ГБДОУ детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

 

  

   

     Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС   ДО является создание образовательной среды, которая:
  - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
   - обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
   -способствует профессиональному развитию педагогических работников;
   -создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
   -обеспечивает открытость дошкольного образования;
   -создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

 Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

 Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
 Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
  - взаимодействие участников педагогического процесса;
   -развивающая предметно-пространственная среда;
   -содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     В своем дошкольном учреждении мы стараемся создать образовательную среду, которая будет стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.

К образовательной среде предъявляем определенные требования:

· качественность;

· развивающий характер;

· комфортность.

Под качественностью среды предполагаем реализацию следующих принципов:

· природосообразность;

· системность;

· полифункциональность и динамичность;

· сомасштабность;

· трансформируемость;

· вариативность по содержанию;

· эстетичность;

· культуросообразность.

 Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.

 Развивающая среда выполняет важнейшие функции:

 Организовывая образовательную среду, мы придерживаемся следующих требований:

 · обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;

 · стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;

 · эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;

 · учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;

Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка соответствовует критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.

Требования к созданию комфортной среды:

 · благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);

 · безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);

 · организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).

Содержание среды включает два основных компонента:

· Предметно-пространственная среда дошкольной организации;

· Социально-культурная среда – система духовных ценностей.

 

    

           

 

 

                                                                                         

Дата последнего обновления страницы 29.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»